Как показало исследование ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») Сбера и Минэкономразвития РФ, 14% россиян 18–64 лет — уже опытные предприниматели, 6% только пытаются открыть свой первый бизнес, 3% проявляют интерес к открытию дела, но пока не сделали для этого конкретных шагов.
В качестве мотивов для открытия своего дела респонденты называли:
желание свободы (52%);
получение высокого дохода для себя и семьи (48%);
самореализация (42%);
стремление улучшить жизнь людей (22%) и изменить мир (11%);
трудности в поиске работы в найме (9%);
продолжение семейного дела (5%) хотели бы продолжить семейное дело.
О желании получать высокий доход чаще говорили молодые люди в возрасте 18–35 лет (58%) и жители городов-миллионников (55%).
В топ-5 полезных для открытия бизнеса видов помощи россияне включили:
стартовый капитал (62%);
общение с другими предпринимателями (41%);
юридическую поддержку (32%);
поиск клиентов и рекламу (31%);
обучение и консультации (31%).
Среди тех, кто планирует открыть своё дело, 30% пока ничего для этого не сделали, 36% изучали информацию, а 31% — конкурентную среду. Примерно одинаковое количество будущих предпринимателей (23–26%) определяли круг потенциальных потребителей, разрабатывали бизнес-план, выбирали сферу бизнеса, искали финансирование или помещение. Чуть реже искали партнёров (19%) и сотрудников (16%). Обучение проходили 14%.
Мужчины чаще занимались поиском потенциальных партнёров (23%), а женщины — искали помещения для аренды или покупки (28%) и проходили бизнес-курсы (20%). Молодые люди 18–35 лет чаще разрабатывали бизнес-план (29%), а люди в возрасте 36-45 лет — определяли круг потребителей (32%) и искали сотрудников (21%).
«По итогам исследования, 43% респондентов отметили, что создание своего дела — это хорошее решение, а 48% считают, что успешные предприниматели пользуются уважением в обществе. Почти четверть россиян уже заняты или хотят в ближайшем будущем работать на себя, чтобы иметь больше свободы и выше доход. Такие высокие репутационные оценки предпринимательства помогают и быстрому росту числа предпринимателей на юге России и Северном Кавказе. Вслед за этим растут и объёмы кредитной поддержки малого бизнеса. Наш портфель в сегменте превышает 200 млрд рублей. Лидеры по объёму: Кубань, Ростовская область, Ставрополье, Крым и Кабардино-Балкария», — рассказал председатель Юго-Западного Сбербанка Анатолий Песенников.
Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах:
Репортаж с бизнес-завтрака в Краснодаре
Среди трендов южного рынка предпринимательства в 2024-м году Анатолий Песенников отметил «омоложение»: каждый шестой открывший своё дело младше 25 лет. В топ-5 быстрорастущих отраслей вошли торговля, транспорт, производство и реализации продуктов питания, строительство и операции с недвижимостью.
Также, по данным Сбера, растет ценнность бизнес-образования: 80% южан замечают у себя нехватку знаний, каждый третий хочет знать больше о мерах господдержки и юридических аспектах, грамотнее вести бухгалтерию. «Также к нам в 2 раза чаще стали обращаться за информацией по продвижению своих товаров и услуг на рынке и в управлении персоналом (по 20%). Чаще всего это молодежь до 35 лет, которые только открыли свой бизнес или делают первые шаги», — добавляет эксперт.
Как писали Юга.ру, в торговых центрах Краснодара и Ростова-на-Дону стало на 4% меньше посетителей. При этом крупные ТЦ пострадали меньше — у них стало на 2% меньше посетителей, а у средних и малых ТЦ поток снизился на 5%.